Главная » 2020 » Октябрь » 12 » ПАМЯТЬ СЕРДЦА
17:12
ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Добрый день, дорогие друзья! Мы завершили частичную публикацию военных событий 767 зенитно-артиллерийского полка в Батраках в годы Великой Отечественной войны по книге бывшего командира дальномерного отделения С.М. Шикиной (Печниковой), под названием «Память сердца». В результате этой публикации, через социальные сети, музейщики нашли множество положительных откликов и знакомств. Нам писали дети и внуки зенитчиц. За что им огромное СПАСИБО! Так судьба нас свела с Тамарой Петровной Пономаревой. Тамара Петровна поделилась с нами своим семейным архивом фотографий и биографией своей мамы - Дарьи Николаевны Жаровой, которая служила в 767 ЗАП. Дальнейшая публикация печатается с воспоминаний Тамары Петровны и с ее личного разрешения.
"Моя мама Стрельникова Дарья Николаевна (в девичестве Жарова) родилась в 1922 году 23 марта в селе Новая Рачейка Сызранского района. Родители ее были крестьянами. Рано потеряла отца. В селе в ту пору была только начальная школа. Школьный учитель отмечал ее отличные успехи по всем предметам, особенно по математике и посоветовал продолжать образование.
В Чапаевске в то время жил дядя и Даша с мамой переезжают к нему, где она продолжает учебу в школе. Успехи отмечают и здесь. Она вступает в пионеры, активно участвует в общественной жизни школы, занимается в школе ДОСААФ, где посещает занятия в кружке радистов - изучает устройство средств связи, учится передаче сообщений азбукой Морзе.
После школы приобретает вполне мирную профессию бухгалтера, где пригодились ее способности к математике.
И вот грянул 1941 год. Всех комсомольцев, кто не был призван в армию, отправили в села на помощь крестьянам. Тот год был на редкость урожайным . Осенью вернулись в город. Многие пошли работать на боеприпасный завод, куда требовалось все больше рабочих рук. Мама работала по специальности. Из-за больших потерь на фронте весной 1942 вышел указ о мобилизации девушек в возрасте 18-25 лет. Мама как раз подходила под этот возраст и к тому же разбиралась в современных средствах связи. Пришла повестка из военкомата. Тогда все призываемые девушки были записаны как добровольцы, но повестки все-таки были.
Первый набор из Чапаевска состоял из 35 человек и 15 из Чапаевского района. Провожали с почетом с центральной площади города, говорили напутственные слова. Матери вытирали слезы. Потом девушек посадили в вагоны и поезд повез их в неизвестность - никто не знал куда. Ехали довольно долго, часто делая остановки. Железная дорога была перегружена. Мама рассказывала, что некоторые девушки просто спрыгивали с поезда и уходили в дальние деревни к родственникам. Ведь присягу они еще не принимали и ответственности по законам военного времени не несли. Но мама решила, что раз она комсомолка, то должна помогать своей Родине. Так она говорила.
Поезд прибыл на станцию Батраки. Девушкам объяснили, что они поступают в распоряжение 767 зенитно-артиллерийского полка и будут охранять от налетов немецкой авиации мост через Волгу.
Приняли военную присягу. Маму сразу определили в подразделение связи, где она получила уже углубленные знания сначала как телефонистка, а потом и как радистка. Девушек обучали стрельбе из зенитных установок, а также учили стрелять из винтовки, нести службу по охране моста. Жили в землянках. На условия не жаловались. Охрана моста была делом не простым, особенно зимой. Мама рассказывала, что пока стояли на посту, временами промерзали до костей. Она хоть была небольшого роста, но несла службу как все. Очень метко стреляла из винтовки и ее даже рекомендовали к службе в качестве снайпера на передовой. Но не довелось.
Молодым девушкам выдавали грубое нижнее белье, на котором в свободное время они вышивали цветы. Ничего не поделаешь – женщины они и на войне женщины... Среди ее сослуживцев были девушки из Ульяновской области. Они быстро сдружились и поддерживали отношения и после войны.
О том налете, когда немецкие самолеты не смогли сбросить бомбы на мост, она тоже рассказывала.
Покидать место службы не разрешалось никому. Никаких побывок.
В 1943 году некоторым родственникам, которые жили недалеко, разрешили навестить служащих. Приехала на несколько часов и мама Даши. Местные фотографы сделали маленькое памятное фото.
Может быть, если посмотреть со стороны, служба по охране моста выглядела совсем не героически, но если принять во внимание, что женщинам служить в полевых условиях куда тяжелее, чем мужчинам, то становится понятным, какие лишения приходилось выносить совсем еще молодым девчонкам. По нашим понятиям еще детям…
Осенью 1944 года, когда советские войска уже подошли близко к границам и частично перешли границу Польши, полк перебросили в г.Люблин. Мама была назначена начальником радиостанции в звании ефрейтора.
Недалеко от места их дислокации находился известный всем концлагерь Майданек. Мама рассказывала о своих впечатлениях от его посещения. Совсем недавно он был освобожден советскими войсками. В печах еще лежали останки узников, а во дворе лежали огромные кучи обуви, в том числе и детской. А еще горы золы, человеческих черепов. Мама рассказала нам об этом только тогда, когда мы с братом немного подросли. Боялась, что ее рассказы могут навредить нашей детской психике.
А дальше была Варшава. Полк прибыл туда, когда еще дымились развалины города. Из разрушенных домов стреляли снайперы и всех предупредили, что нельзя покидать место дислокации – это было опасно.
Поляки принимали наших солдат по-разному. Некоторые радовались приходу советских войск, а некоторые смотрели враждебно. Отношения с Польшей были сложными. Остаются такими и до нашего времени…к сожалению.
Победу ждали все. И вот она свершилась. Радости не было предела. Объявили, что девушек демобилизуют в самое ближайшее время. А это значит, что они скоро будут дома.
Мама рассказывала забавный случай, произошедший перед самой демобилизацией. Политрук сказал, что недалеко есть клуб, в котором нашли комнату, полную карнавальных костюмов и масок. Кому-то пришла идея устроить костюмированный вечер. Да-да! Все устали от войны. Душа просила разрядки. И вот девушки выбрали себе костюмы и маски и пришли в клуб на вечер. Мужчины (в основном офицеры полка) растерялись, не узнавая своих сослуживиц. Приглашали их танцевать, но так и не могли узнать. Кому-то пришло в голову объявить тревогу и девушки сразу побежали по своим точкам. Мама конечно побежала на радиостанцию. Сразу дали отбой тревоге. Стало понятно кто есть кто. Всем простили эту шалость – понимали ведь, что война закончилась и многие уже не встретятся больше.
Перед отъездом все обнимались, фотографировались на память.
Возвращались на поезде. Ехали через Белоруссию. Вокруг развалины, от домов остались только печные трубы. И все-таки местные жители приносила к станциям свои запасы еды, накрывали столы прямо на платформах, благодарили, плакали от радости, что кончилась война.
Точной даты прибытия в Чапаевск еще не знали, поэтому ничего не сообщали родным.
На перроне девушек встречали с духовым оркестром. Руководство оборонного завода устроило обед в заводской столовой. У всех были радостные лица. Ведь это были первые солдаты, вернувшиеся с фронта. После обеда устроили танцы под духовой оркестр. Веселье продлилось до самой ночи, после чего приехавших развозили по домам на грузовике. Мама жила дальше всех и шофер решил подождать пока она не войдет в дом. Кругом темнота и было небезопасно оставлять девушку одну, если в доме никого нет. И вот открывается дверь и на пороге стоит мать с испуганными глазами. Дочь в шинели, с рюкзаком за плечами. Мать падает на колени и начинает нервно ощупывать ее ноги. Только потом стало понятно - она решила, что дочь вернулась с войны инвалидом и не хотела заранее расстраивать мать. Понятно же , раз её привезли на машине, значит сама дойти не могла…
После войны мама снова стала работать бухгалтером. Много лет была главным бухгалтером городской больницы. В 1946 году познакомилась с моим отцом, тоже фронтовиком, вышла за него замуж, родила и вырастила сына и дочь.
В моем детстве на радио была передача «Пионерская зорька», в которой пионеры той поры рассказывали о своих успехах. И вот однажды они рассказывали про кружок связистов и азбуку Морзе, которую они освоили. И выдают точками и тире какой-то текст. И вдруг слышу, что моя мама сразу понимает, о чем он и начинает его спокойно переводить на обычный язык. Помню я так удивилась!
К сожалению, по состоянию здоровья мама не смогла съездить на встречу с однополчанами, которая состоялась в Ульяновске кажется в 80-х годах. Очень жалела об этом. Но с чапаевскими ветеранами они встречались. Помню, как приезжали из Молдавии ее подруга с мужем, офицером из этого же полка. Они собирались у кого-то из однополчан , вспоминали годы службы. Расставались с надеждой снова увидеться, но не судьба …
Мои родители прожили вместе 47 лет, после смерти отца мама переехала ко мне в Подмосковье. Ее не стало в 2008 году. Она здесь и похоронена.
Очень жалею, что много у мамы не спросила. Сейчас по крупицам собираю разную информацию уже для ее правнука, моего внука Петра. Правнуки должны знать нашу историю! ".
Коллектив музея, выражает огромную благодарность Тамаре Петровне, за оказанную помощь в пополнение музейного фонда информацией и неоценимом вкладе в историю нашего города.
#75летПобеды767ЗАППамятьСердца

  

Категория: События | Просмотров: 232 | Добавил: Muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: