Главная » 2022 » Октябрь » 28 » По праву памяти
16:27
По праву памяти

30 октября 1991 года Верховным Советом РФСР в России был утвержден как День памяти жертв политических репрессий.  Дата этого дня была избрана в связи с тем, что 30 октября 1974 года политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенным в тюрьмах и лагерях, и с тех пор советские политзаключенные ежегодно отмечали голодовкой этот день, называя его Днем политзаключенного.

20-е – 30-е годы – одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами как правило, становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. “Цена” борьбы за “счастливое будущее” становилась всё выше. Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей. Проводя один процесс за другим, государственные органы фактически обезглавили страну. Террор охватывал без разбора все регионы, все республики. В расстрельных списках были фамилии русских, евреев, украинцев, грузин и других пред­ставителей больших и малых народов страны. Осо­бенно тяжелыми были его последствия для тех рай­онов, которые отличались культурной отсталостью до революции и где в 20 — 30-е годы быстро форми­ровался слой интеллигенции, специалистов. Большой урон несли не только советские люди, но и представители зарубежных партий и организаций, работавших в СССР. “Чистка” коснулась и Комин­терна. Отправлялись в тюрьмы и концлагеря, высы­лались с позором из страны специалисты, добросо­вестно помогавшие стране в подъеме экономики.

Чувствуя приближающуюся беду, некоторые со­ветские деятели бежали за границу. Появилась, хотя и немногочисленная, “красная” волна российской эмиграции.

Политические процессы конца 20 — начала 30-х годов послужили поводом для массовых репрессий против ста­рой (“буржуазной”) интеллигенции, представители кото­рой работали в различных наркоматах, учебных заведе­ниях, в Академии наук, в музеях, кооперативных органи­зациях, в армии. Основной удар карательные органы наносили в 1928—1932 гг. по технической интеллиген­ции — “спецам”. Тюрьмы в то время назывались остря­ками “домами отдыха инженеров и техников”.

Репрессии сверху дополнялись массовым, доноси­тельством снизу. Доносы свидетельствовали о тяже­лой болезни общества, порожденной насаждавшими­ся подозрительностью, враждой, шпиономанией. Донос, особенно на вышестоящих, начальников, ста­новился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80% репрессированных в 30-е годы погибли по доносам соседей и коллег по службе. До­носом пользовались те, кто мстил правящей элите за поруганную “буржуазную” интеллигенцию” за быв­ших собственников и недавних нэпманов, за раскулаченных, за всех тех, кто попадал в жестокие жер­нова “классовой борьбы”.

7 апреля 1930 года состоялось историческое постановление СНК СССР, которое утвердило новое положение об исправительно-трудовых лагерях – и в лексиконе советского человека появилось слово, которое дети заучивали с пеленок, а взрослые, чтобы не накликать беду, старались не произносить вслух. Именно в этот день по воле партии и правительства родился монстр по имени ГУЛАГ, то есть Главное управление лагерей. К 1934 году ГУЛАГ сформировался окончательно – специальным постановлением ЦИК и СНК все лагеря  были переданы Народному комиссариату внутренних дел. Один за другим шли политические процессы, начали сажать за анекдоты, стихи, песни,  опоздание на работу.  В 1930 годы в лагерях и тюрьмах находилось 179 000 человек, в 1937-м году – 820 881. В 1939-м количество осужденных перевалило за 1 300 000, в 1941-м – за полтора миллиона. А всего через жернова ГУЛАГа было пропущено около 10 миллионов человек, в том числе 650 000 расстреляно. 

В октябре 1936 года Батраки и Правая Волга входили в Сызранскую парторганизацию. Как и везде, с весны 1937 года здесь стала складываться нездоровая обстановка. Вызвано это разгулом сталинских репрессий.

Жертвами этих репрессий стали люди, не являвшиеся врагами режима, аполитичные или даже искренне преданные Советской власти. Чаще всего репрессированных обвиняли в соответствии с 58 статьей Уголовного кодекса: террор, шпионаж, вредительство, антисоветская агитация и так далее. Вот несколько примеров:

  • Бабкевич Николай Давыдович. Родился в 1892 году в Польше, проживал на станции Батраки. Поляк, беспартийный, электрик. Арестован 8 октября 1937 года, 16 декабря НКВД СССР приговорен по ст. 58-6 (шпионаж) к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 года в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован  Военным трибуналом ПриВО 21 июня 1957 года.
  • Баранников Федор Дмитриевич. Родился в 1885 году в Сызрани, проживал на ст. Батраки. Русский, беспартийный, дежурный по станции. Арестован 12 декабря 1937 года, 29 декабря тройкой при Управлении НКВД по Куйбышевской области приговорен по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) к 10 годам заключения в концлагере. Умер находясь в заключении, 15 сентября 1938 года. Реабилитирован Куйбышевской облпрокуратурой 19 декабря 1989 года.
  • Драгунов Иван Андреевич. Родился в 1883 году. Уроженец и житель с. Костычи. Русский, беспартийный, крестьянин. Арестован 6 марта 1942 года, 26 мая Военным трибуналом Куйбышевского гарнизона приговорен по ст. ст. 58-9 (диверсионные акты), 58-10 (  контрреволюционная пропаганда или агитация) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) к 10 годам заключения в ИТЛ. Реабилитирован Верховным судом СССР 10 марта 1956 года.
  • Еремин Михаил Алексеевич. Родился в 1909 году. Уроженец и житель с. Костычи. Русский, беспартийный, крестьянин. Арестован 4 марта 1933 года по ст. 58-8 (террористические акты). Реабилитирован по закону от 18 октября 1991 года.
  • Михеев Тихон Семенович. Родился в 1906 году в Обшаровке, проживал на ст. Батраки. Русский, беспартийный, рабочий. Арестован 19 января 1938 года, 13 февраля тройкой при Управлении НКВД по Куйбышевской области приговорен по ст. 58-7 (вредительство) и 58-10  (контрреволюционная пропаганда или агитация) к высшей мере наказания. Расстрелян 17 марта 1938 года в Куйбышеве. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован Куйбышевским облсудом 26 июня 1959 года.
  • Шварев Михаил Никитович. Родился в 1892 году в Сызрани, проживал на станции Батраки. Русский, член ВКП(б), секретарь парткомитета. Арестован 3 июля 1937 года, 2 октября Куйбышевским Линейным судом железной дороги приговорен по ст. 58-10  (контрреволюционная пропаганда или агитация) к 5 годам лишения свободы.

Вот что пришлось пережить секретарю парткома железнодорожной станции Батраки М. Н. Швареву.  На одном из собраний разбирали аварии и другие недостатки в работе коллектива и указывали на то, что это акты вредительства, связанные с действиями врагов народа, а Шварев говорил, что эти недостатки являются результатом халатности и низкой трудовой дисциплины. Через несколько дней Шварева объявили пособником «врагов народа» и отправили в тюрьму. Он дал себе твердый зарок - не подписывать никаких бумаг, чтобы с ним не делали. Он подвергался избиениям, ему подолгу не давали спать. Но он так и не сделал никакого «признания». Постановлением Управления НКВД по Куйбышевской области от 11 ноября 1939 года уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Реабилитироаван по закону от 18 октября 1991 года.

Взывая  к памяти о них, мы взываем к тому, чтобы их судьба не стала судьбой нынешних и будущих поколений, а покаяние перед ними – это путь к нравственному возрождению, без чего невозможно и экономическое оздравление общества.

Коновалова Ю.В.

главный хранитель музея

 

Категория: Виртуальный публичный показ «Музейная кладовая» | Просмотров: 154 | Добавил: Muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Muzeum  
0
Добрый день! С нами  можно связаться по телефону  8(84646)2-23-33 или по электронной почте oktmost@mail.ru

1 Ольга  
Баранников Федор Дмитриевич - это мой прадед. Очень важно , что память о нем живет не только в нашей семье , но и в мире..

2 gespromo1  
Баранников Владимир Дмитриевич - это мой прадед. Возможно они родственники? Как с вами связаться? моя почта gespromo@mail.ru

Имя *:
Email *:
Код *: