Главная » 2024 » Июль » 25 » Летопись истории города Октябрьск
11:45
Летопись истории города Октябрьск

1684 год

1684 год является годом основания Городища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1704 год

1704 год в официальных документах появляется первое упоминание о селе Батраки. На месте будущего большого села Батраки – было временное пристанище рыбаков и перевозчиков (В.И. Даль объясняет слово «Зимница» как  «изба для зимнего жительства, путников, промышленников»)

В том же документе упоминается «Батракский остров», «Батрацкий затон», «Батрацкая дорога».

ЦГАДА,  Подлинная межевая книга № 159

Листы 22, 63, 372, 376.

1874 год

10 мая 1868 года правление акционерного общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии до Пензы и Сызрани. Работы начались в 1872 году под руководством инженера Н.Л.Маркова. Строительные работы быстро развернулись широким фронтом и уже зимой 1874 года по построенным участкам дороги начали ходить поезда для перевозки самих строителей. Параллельно сооружению верхнего строения пути шло строительство станционных и путевых зданий, мастерских для ремонта подвижного состава в Пензе и Сызрани, пунктов водоснабжения, линии телеграфной связи.

          Вот и  настал долгожданный день открытия. С раннего утра 11 октября 1874 года на станции Моршанск начали собираться горожане. Привлекала и атмосфера праздничных приготовлений и предстоящая встреча с важными персонами и конечно, самое главное событие этого дня. Особый восторг присутствовавших вызвала подача к перрону новехонького, сверкающего свежей краской пассажирского состава.

          В 2 часа дня на привокзальной площади появились официальные гости. Это были представители местных уездных и духовных властей, большая группа инженеров-строителей, делегация из Пензы, руководители Общества и, наконец, чины из министерства путей сообщения во главе с министром.

 В 15 часов 25 минут скорый поезд № 1 отправился со станции Моршанск. Он быстро устремился вперед, открывая новую эпоху в жизни трех русских губерний - Тамбовской, Пензенской и Симбирской. Строилась и ветка, имеющая большое экономическое значение - от Сызрани до Батраков. Она связывала железнодорожным сообщением волжские берега с центром страны. Так была увековечена   незабываемая дата.

«...Согласно п.З Технических условий, Моршанско-Сызранская дорога начинается у   ст. Моршанск Ряжско-Моршанскоп дороги, и, пройдя через                   г. Пензу, доходит до г. Сызрани, откуда устроена ветвь к пристани на р. Волге у села Батраки.

            Обязательное по п.З Технических условий продолжение линии от села Батраки до берега Волги у постоянного моста, постройка которого входит в обязанность Общества Оренбургской железной дороги. Еще не устроено т. к. место для упомянутого моста еще не выбрано окончательно...».

12 октября 1874 года первый поезд прибыл на конечный пункт Моршано-Сызранской железной дороги - станцию Батраки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1884 год

***

В мае 1884 года, с началом навигации на Волге  «Товарищество Братьев Нобель» открывает склад нефтяных продуктов в Батраках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

В 1884 году в Старых Костычах открыто второе учебное заведение церковно-приходская одноклассная школа.

1894 год

В 1894 году открылась библиотека-читальня в Костычах.

1904 год

Осенью 1904 года вспыхнула забастовка батракских асфальтовиков. Она была первой в Симбирской губернии. Поводок к ней послужило недовольство рабочих тяжелыми жилищными условиями и нищенской оплатой труда.

1914 год

Весной 1914 года в районе Шиферного, был закончен проект на строительство обходного тоннеля, протяженностью в 10 верст. В 1914 году в Батраках и Костычах работало 47 бакалейных и мучных лавок.

1924 год

С 12 сентября 1924 года Печерский асфальтовый завод стал называться Первомайский государственный асфальтовый завод, а рабочий поселок Первомайским.

***

               Количество населения в Батракском сельсовете на 1 января I924 года:

  • с. Батраки - 800 дворов, 6220 человек;
  • ц.Батракские Выселки – 114 дворов, 610 человек
  • п.Сборно-Симоновский - 61дворов, 283 человека
  • п. Кошелёвский -  9 дворов, - 163 человека

***

               Отчет о работе комсомольской ячейки ст. Батраки за октябрь-ноябрь 1924 года.

               В сентябре 1924 года в целях большей оперативности разделена комсомольская организация на ячейку №1, обслуживающую ст. Батраки СЗЖД, нефтесклад и подшефное село Костычи - 40 человек и ячейку №2, обслуживающую ст. Батраки МЮКД, Батракский асфальтовый завод и подшефное село Батраки - 19 человек.

Для политиковоспитательной работы в селе Батраки используется изба­читальня, проводятся беседы для несоюзной молодежи, организуется читка газет. Несоюзная молодежь начала подавать заявления в комсомол. Проводятся вечера для девушек и женщин, от которых поступило шесть заявлений о приеме в комсомол.

Уделяется внимание работе с юношеством. Имеются следующие пионерские отряды:

при станции Батраки МЮКД- 60 человек.

при станции Батраки СЗЖД - 90 человек, октябрят - 20 человек.

при Батракском нефтескладе - 27 человек.

при Батракском асфальтзаводе - 21 человек.

Для пионеров комсомольцы отремонтировали клуб и организовали в нем занятия. Организовали вечер для отъезжающей в Красную Армию молодежи, прочитали ей доклад, вручили от комсомола подарки: блокноты, карандаши.

В годовщину комсомола, 29 октября, провели вечер встречи трех поколений. Проводим компанию шефства над Военно-Морским флотом: прочитали четыре доклада, организовали сбор средств на нужды флота (52 рубля), выпустили стен газету. Организовали демонстрацию и митинг в защиту Китая под лозунгом «Руки прочь от Китая!».

1954 год

В 1954 году в Октябрьском  районе начали работать новые амбулатории на пристани Батраки и в Первомайском, в центре района открылся рентгенкабинет. Распахнули свои двери два здания детских яслей и три детских сада. Засветился экран первого в районе кинотеатра «Октябрь», рассчитанный на 150 мест. Открылись две библиотеки. Обновлялось оборудование парка имени Горького.

          Новую начальную школу построили в Зеленовке, расширили школу на Правой Волге. В районе приступили к осуществлению перспективного плана перевода школ из старых зданий в новые, специализированные здания. Первую типовую школу в Октябрьском районе построили железнодорожники. Это средняя школа № 28.

1964 год

В начале 60-х годов особое внимание в работе с кадрами уделялось в вопросах повышения их общеобразовательного уровня. К учебе привлекались среднее командное звено, 400 комсомольцев города занимались в школах рабочей молодежи, техникумах, вузах. Для руководителей предприятий при горкоме КПСС создана экономическая школа, где наряду с теоретическими вопросами изучался передовой опыт работы предприятий страны.

Бюро КПСС стало больше выдвигать на руководящую работу коммунистов, хорошо зарекомендовавших себя на производственной и общественной работе. В 1960 году председателем исполкома городского Совета депутатов трудящихся выдвинут главный инженер СУ-5 (ныне ПМК-144) Титов Вячеслав Иванович. В те годы он был самым молодым руководителем Куйбышевской области. В 1964 году коммунисты избирают его первым секретарем горкома КПСС.

1974 год

***

В 1974 году в Вагонном депо произведена реконструкция технологического оборудования вагоносборочного цеха. В этом же году построен и пущен в эксплуатацию тележечный цех с внедрением поточного метода ремонта.

***

 1974 год после капитального ремонта больница на участке Правая Волга стала хирургической.

Категория: Виртуальный публичный показ «Музейная кладовая» | Просмотров: 186 | Добавил: Muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: