Главная » 2025 » Январь » 23 » Батракская перевалочная нефтебаза
15:14
Батракская перевалочная нефтебаза

Из документов, хранящихся в музее Октябрьск-на-Волге известно, что Батракская (впоследствии Октябрьская) нефтебаза была построена на средства нефтепромышленника  Нобель.                                                                  Главный его замысел заключается в том, чтобы наладить скорую доставку нефтепродуктов, с низовий Волги и бакинских нефтепромыслов в крупные города России  –  С.Петербург и Москву. Для этого вдоль берегов Волги нужно было создать сеть перевалочных пунктов, где можно было бы легко и быстро перегружать нефть и керосин в железнодорожные цистерны. Одним из этих пунктов перевалки и стала нефтебаза, построенная у станции Батраки. Сам Нобель, никогда не удостаивал Батраки своим посещением, всецело полагаясь на своих управляющих. Персонал управления, кстати, состоял всего из 3-х человек, но работа была организована на совесть.  Место под строительство  Батракской нефтебазы выбрано было весьма удачно, все насчитывалось до мелочей.  Почти пологий берег Волги облегчал  здесь прокладку  нефтепродуктов от реки до железнодорожной ветки.  Площадка, отведенная под строительство резервуаров, была довольно внушительной. Заработную плату рабочим выдавали еженедельно. Строительные материалы доставлялись по Волге, что было дешево и удобно, поскольку Нобель располагал собственным речным флотом пароходов и нефтеналивных барж. Поскольку механизация в России  19 века практически  не применялась, широко практиковался ручной труд. Хранилища для нефтепродуктов были различными и по материалу, из которых изготовлены, и по объему.

ЗЕМЛЯНЫЕ ЯМЫ И АМБАРЫ  на первой стадии существования товарищества братьев Нобель использовались для складирования  мазута. Их конструкция была простой. На дно вырытого котлована и его отлогие стенки насыпалась глина и плотно утрамбовывалась.  Затем уплотненные стенки и дно амбара обшивались тесом. В Астрахани и Саратове земляные ямы и амбары были устроены открытыми,  а в Царицыне, Батраках  - с деревянными крышками, выстланные толем. Крыши оказались необходимыми  для предохранения товаров /мазута/  от воздействия атмосферных осадков,  испарения, а также от ветра,  который с одной стороны наносит песку и пыли, а с другой – часто поднимает своего рода смерчи и таким образом  разбрасывает и выплескивает товар за края ямы. Внизу ямы проводилась обычно особая спускная труба с краном на своем свободном конце, имеющим назначение удалять  накопившуюся на дне излишнюю воду. Но такие хранилища были неудобны, товар портился, высыхал.  Поэтому в начале 20 века количество земляных ям и амбаров стало быстро сокращаться.                                                                  РЕЗЕРВУАРЫ – дорогостоящие хранилища, но практика показала, что они более надежны и долговечны.  К их сооружению в Батраках приступили с первых дней строительства нефтесклада. Резервуары клепались из железных листов. Отверстия для заклепок сверлились так называемыми трещотками  (ручные сверла). Делалось все медленно, но очень точно, иначе отверстия могли бы не совпасть по центру. Поднимали тяжелые листы ручными лебедками. Каждую клепку требовалось раскалить в горне докрасна, затем вставить в отверстие и разбить кувалдами с двух сторон. После того, как клепка плотно прижималась, она остывала, при этом, укорачиваясь, еще туже стягивала листы. Шов  получался очень прочным и так лист  к  листу. Сначала делалось днище, затем – стенки и крыша. Строили качественно, на века. Снаружи  резервуары окрашивались в условный цвет: для керосина – белый, а для мазута и масел – серый. Внутри окрашивались  химически чистыми белилами только днище и корпус на высоту 10 дюймов, где обычно держится вода.                                        Был и такой СПОСОБ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ.  Чтобы иметь нефтяной продукции ближе к рынкам сбыта и в то же время не увеличивать  береговых хранилищ,  Товарищество братьев Нобель сдавало доставку мазута пароходным обществам на несколько лет с тем,  чтобы часть его доставщики держали в затонах в своих баржах и сдавали бы весной по назначению. В первый год введения такого метода (1887 год) всего в  Батракском    затоне   зазимовало 511 тыс. пуд. мазута. Пуск нефтебазы  состоялся  в 1884 году. Теперь к причалам стали регулярно подходить пароходы с нефтепродуктами баржами, полными керосина. По трубопроводу груз перекачивали в резервуары емкостью от 3 до 5 тысяч тонн каждый – по тем временам это было немало. Большая часть керосина по железной дороге отправлялась в крупные города ( Самару, Сызрань, Пензу и далее), но постепенно налаживался рынок сбыта и в ближайшем округе. Керосин  заливался  в  бочку,  в которых на лошадях развозился по деревням нынешних Сызранского и Шигонского  районов. Другую часть на лодках перевозили на левый берег в заволжские села Бестужевку и Нижне – Сызранские  хутора. Как правило, ежедневно у ворот нефтебазы выстраивалась очередь в 30-40 подвод. Керосин стоил в ту пору по 3 копейки за литр. Потреблялся он не только в быту.  Так бакены, указывавшие судоходный  фарватер на Волгу, тоже заправлялись керосином, которого хватало на одну ночь. За бакенщиками, жившими вдоль берегов закреплялось определенное число светильников, которые регулярно приходилось объезжать на весельной  лодке.                                  Что представлял собой  Батракский  нефтесклад  в первые годы своего существования?  Все склады Товарищества братьев Нобель строило по одному типу:  ставились резервуары и жилые дома для администрации склада, небольшая контора, выстраивались вблизи  резервуаров разливочная с весами Фербенкса, не большое помещение для ремонта бочек, их оклейки и окраски, ставились, если местные нужды вызывали  это, различные службы,  как конюшни, общие кухни, столовые, погреба,  пожарные сараи и прочее.  Открывались небольшие мастерские на случай ремонта резервуаров. Такой  архитектурный рисунок имело нефтеперевалочное предприятие в Батраках в начале своего  существования. Свою  продукцию Товарищества братьев Нобель доставляло на Батракский  склад в основном наливными судами. Сначала это были  деревянные баржи, а затем металлические. С расширением сети нефтескладов увеличивался наливной флот, расширялась грузоподъемность, совершенствовалось управление перевозками, вырабатывался график движения судов.                                           Модернизация речного флота имела прямое влияние на стоимость перевозок.  В 1884 году за доставку  одного пуда мазута до   Батраков платили 6,0 коп..                                                                                           Через Батракский склад Товарищество братьев Нобель переработало нефтепродуктов:

С  1880 по 1889  - 10.750.000 пудов / вместе с Самарой /

С  1890 по 1899  - 48.202.000 пудов / вместе с Самарой /

С  1900 по 1909  - 73.292.000 пудов / вместе с Самарой /

Возрастающий объем перевалки  нефтепродуктов  в Батраках находился в тесной связи со строительством новых резервуаров.  В Центральном государственном историческом архиве сохранились сведения, указывающие, какие хранилища имелись на Батракском складе в 1912 году, какова их емкость, под какими нефтепродуктами они использовались. Вот этот перечень:

Резервуар  №  1  -  135.000  пудов  -  керосин   

Резервуар  №   2  -  135.000 пудов  -  натуральная  нефть

Резервуар  №   3  -  135.000 пудов  -  керосин                               

Резервуар  №   4  -  135.000 пудов  -  масло

Резервуар  №   5  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  №   6  -  250.000 пудов  -  керосин 

Резервуар  №   7  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  №   8  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  №   9  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  № 10  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  № 11  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  № 12  -  270.000 пудов  -  мазут

Резервуар  № 13  -  8.000 пудов  -  бензин

Резервуар  № 14  -   8.000 пудов  -  бензин

Амбар         №   2 -  135.000  пудов  -  мазут

Амбар         №   3- 1.000.000 пудов  -  мазут  

После Октябрьской революции Батракская нефтебаза была национализирована. На старом оборудовании она проработала до 1936 года, когда началась ее капитальная реконструкция. В этот период на ее территории была возведена большая котельная – одно из наиболее заметных  сооружений в Октябрьске – обеспечивающая весь технологический процесс, снабжая заодно  теплом ближайший жилой поселок.

В годы Великой Отечественной войны Батракская нефтебаза работала с максимальным напряжением. Здесь хранились и отсюда отправлялись на фронт авиационные и танковые масла, в которых так нуждались боевые машины, автол, орудийная смазка. В две смены, круглосуточно работал бондарный цех; изготовлявший тару для продукции. В дни Сталинградской битвы, когда немцы вышли к Волге, и создалась реальная угроза, что Центр страны будет отрезан от основных районов нефтедобычи, стали срочно создаваться стратегические резервы горючего.   Наша нефтебаза была одним из предприятий, на котором хранился неприкосновенный запас нефтепродуктов. 

С 1970 – ых  годов основная работа была связана с приемкой и отправкой мазута для ТЭЦ  Урала и  Сибири. Ежегодно его отправлялось по 600 – 800 тысяч тонн, а в 1978 году было принято и отгружено  1 млн. 200 тыс. тонн мазута. По этим цифрам наглядно видно, как развивалась и как росла советская  экономика.

С 25 мая 1991 года Октябрьская нефтебаза была преобразована в совместно  российско-итальянское предприятие СП «САБИ». Начался новый этап ее истории. Директор  СП «САБИ» (Николаев Александр Владимирович) сразу же взялся за поэтапную реконструкцию, понимая, что на старом, до предела изношенном оборудование далеко не уедешь. В котельной были установлены современные котлы,  рядом был построен новый резервуар емкостью 1 тыс. тонн, установлены новые эстакады для обслуживания железнодорожных цистерн, обновилось электрооборудование.

С 15 ноября 2005 года предприятие перерегистрировано в ООО «САБИ». Предприятие специализируется на приеме, хранение и перевалке нефтепродуктов.

      

Категория: Виртуальный публичный показ «Музейная кладовая» | Просмотров: 109 | Добавил: Muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: