Главная » 2020 » Июль » 9 » Письма с приятной внешностью
10:38
Письма с приятной внешностью

Музей Октябрьск-на-Волге хранит в своих фондах пока небольшую филокартическую (открытка) коллекцию XX века, раскрывающую многообразие видов этого изобретения. Самые старые открытки, хранившие  в нашем музее относятся к началу XX века это открытое письмо «Памятник Фельдмаршала князя Кутузова» 1906 года, г. Санкт-Петербург, открытое письмо 1911 года «Перовъ. Чаепитiе.» Третьяковская галерея, открытка  с видом Александровского моста 1912 года издания, г. Москва, почтовая карточка 1916 года (переданы в дар от областного отделения союза краеведов России – А. Н. Завального), открытые письма времен В.О.В и конечно же открытки 50-х – 90-х  годов.  В музее хранится  альбом с кинооткрытками (открытка с изображением киноактера) ранее принадлежавший Шабашевой Надежде Михайловне, в 40 – 50 годах было модно коллекционировать кинооткрытки. А коллекции – это желание знать о мире экрана как можно больше и  шире. Это  - стремление, пусть не всегда четко осмысленное, сохранить для будующего живые, непосредственные, наглядные предметы эпохального явления. Не забудем также еще одно немаловажное назначение конопортретной мании. Открытка подобного рода была своеобразным указчиком моды, последнего ее крика. Одежда, прически, галстуки, украшения, позы, манеры, улыбки, жесты. О многом могут поведать старые открытки, даже содержание текста было своеобразным. Вот наглядный пример: «Уважай себя, не переоценивай. Не запирайся в свою скорлупу и не будь однобокой. Не кричи, что тебя не уважают, не ценят. Больше работай над собой и больше будет уверенности». /Иншаков/ (из открытки, адресованной Надежде Михайловне Шабашевой. 1954 год). Среди вещей, составляющих окружающий нас мир, почтовой открытке отведено довольно скромное место. Мы вспоминаем о ней только под праздники и храним такую открытку от силы неделю-две. А ведь еще в начале XX века открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились иногда в течение всей жизни как частица прожитого и глубоких личных воспоминаний. А ценилась открытка тогда не только как удобная форма почтового отправления, не только как память о родных и друзьях, но и как особый, уникальный вид печатного искусства, равный литографии, эстампу (произведение станковой печатной графики, представляющее собой отпечаток какого либо изображения на бумаге, пергаменте, ткани),  художественной фотографии. Ею украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами; открытками оклеивали шкатулки и даже вазы.   Открытки нередко поражали удивительной техникой и манерой своего исполнения: их не только искусно печатали литографией, шелкографией и другими забытыми способами, но и рисовали и раскрашивали от руки на специально выпущенной открыточной бумаге с затейливым кружевом по краям, выжигали на тончайшей фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов, кусочков материи, производили тиснение,  под давлением вклеивали в изображение шелк, позолоту, блестки. Прототипы художественных открыток появились в середине 18 века в Париже, когда гравер Пьер Шофар создал по индивидуальным заказам украшенные виньетками пригласительные карточки и адреса. В 1770-е годы в обиход вошли гравированные карточки. Их пересылали открытыми по почте, которую развозили дилижансом. Но широкого распространения они не получили: в те времена тайна переписки охранялась государством, как авторское право. Постепенно поздравительные карточки появляются во всех странах Европы, а позднее и в России. Возникла мода вкладывать такую карточку с поздравительным текстом в конверт к праздникам. По сравнению с конвертами, марками и почтовой бумагой стоили они довольно дорого 5 копеек за черно-белую 10 копеек за многоцветную. При полкопеечной цене буханки хлеба не такой уж дешевый подарок. Из-за ценности и оригинальности поздравительные карточки было принято вклеивать в альбом, к которому возвращались месяцы и годы. Россия – единственная страна, где большинство открыточных фирм опиралось на полиграфическую промышленность Западной Европы, отсюда  такая высокая стоимость. В 1865 году обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан предложил на почтовой конференции в Карлсруэ (Германия) ввести новый тип «почтового листка», предназначенного для открытых сообщений. Тогда из-за высокого почтового сбора предложение принято не было, но через четыре года в Австрии была выпущена первая в мире открытка с отпечатанной маркой, предназначенная к пересылке по почте без конверта.  В России  первые открытые письма увидели свет в 1871 году. На протяжении двух десятилетий их выпуск оставался государственной монополией, но с 1894 года право на эту деятельность получили частные лица. Вскоре многочисленные издательства, от столичных до провинциальных, начали выпускать открытки. Тогда-то и выпускаются поздравительные открытки,  рассчитанные на все возраста, вкусы и слои населения: это и изображения ангелочков, и сцены русского быта с колядками, гаданием под Рождество, пасхальными куличами и расписными яйцами, пословицами и поговорками, церквами и теремами. Самыми распространенными были поздравительные открытки с Рождеством, Пасхой, Вербным воскресеньем, Днем Ангела. Некоторые частные изготовители скупали дешевые тиражи у богатых фирм и делали с них копии способом фотовоспроизведения. Копии были низкого качества, но достаточно дешевы (1 коп.) и пользовались огромной популярностью. И если тираж качественных открыток был 5-10 тысяч и иногда имел 2-3 переиздания, то фотовоспроизведения выпускались десятками тысяч. С 1874 года открытки издавались стандартным форматом 9х14 см, который был установлен  на Всемирном почтовом  конгрессе в Париже. Современные размеры открытки 10,5х14,8 см были установлены в 1925 году.  Целенаправленная издательская деятельность по выпуску иллюстрированных открыток началась в России только в 1898 году. И этим издательством была благотворительная организация Попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община Святой Евгении), часто называемая просто Евгенинской общиной, а ее открыточная продукция – евгенинскими открытками. Они выпускали три вида открыток: с репродукциями картин выдающихся русских и западноевропейских художников; с рисунком, специально сделанном для открытки художником; с фотографиями. Огромный ассортимент открыток был рассчитан  только для детей – зарисовки игрушек в стиле народной росписи и вышивки. Развлекательные на первый взгляд, детские открытки несли познавательную нагрузку, иллюстрируя и исторические факты, и сказочные и литературные сюжеты, и картины национальной жизни (костюмы, игры, обряды), и быт всех слоев населения. Между прочим, даже царская семья издавала праздничные открытки с рисунками великих княжон. А Община Святой Евгении устраивала конкурсы на лучшую акварель для открытки и выставки-продажи этих акварелей. Большая часть доходов с этих продаж шла на строительство дома для престарелых сестер милосердия, образцовой больницы и т.п. Из-за массовости, доступности, мобильности, злободневности, художественной выразительности открытка становится одним из важнейших средств пропаганды и агитации в период первой русской революции. Главнейшей задачей всех видов печатной продукции становится агитация трудящихся масс для борьбы с внутренними и внешними врагами. Открытки того времени превратились в особый вид печатной продукции – крохотный плакат, зовущий в бой за утопическое будущее. В 1925 году 12 ноября выходит первая советская почтовая карточка, предназначенная для международного обращения. Лучшее в стране издательство «Гознак» работает под девизом: «…Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с «приятной внешностью», они должны завоевать себе значение подвижной пропагандой новых идей, нового быта, современного искусства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов, селькоммун и т.д. по целому ряду вопросов». С 1935 года возродилось празднование Нового года, а к 1939 году, впервые за годы советской власти, были выпущены и поздравительные открытки в честь этого праздника со снежинками на фоне Спасской башни. Этот сюжет О. Эйгеса с тех пор постоянно повторяется как эталон для данного вида открыток. К началу 1950-ых годов советская историко-революционная живопись уходит на второй план. Входят в обиход поздравительные открытки «С Днем Победы», с революционными датами, Днем сталинской Конституции, к датам образования ВЛКСМ. С середины 60-ых годов открытка теряет значение почтового отправления, превращаясь в составную часть наборов открыток. Но в то же время появляются принципиально новые открытки «С новосельем», «С новорожденным», поздравления со свадьбой, приглашение к чаю, с поздравлениями мам и бабушек с 8 Марта. На новогодней открытке появляются детские забавные сюжеты, зимние пейзажи, фотомонтажи со свечами, елочными шарами и праздничным столом, открытки с мультипликационными героями. В 1990 году вновь появляются открытки к Пасхе, в основном это переиздания. Переиздают открытки и музеи. В 2005 году в рамках проекта «Открытое письмо» при поддержке «Фонда Местного Сообщества Октябрьска – городского благотворительного фонда «Надежда» музей  выпустил открытку «Александровский мост через р. Волга», которая была переиздана с почтовой открытки 1900-ых годов, из коллекции музея Октябрьск-на-Волге. В рамках проекта «Город на зеленых холмах» музеем проводился конкурс детского рисунка. По окончанию конкурса лучшие работы ребят использовались для выпуска почтовых открыток. В 2006 году к 50-ти летию города управлением культуры выпускалась серия почтовых открыток «Октябрьск на Волге», с видами нашего города, а также со стихами местных авторов. Все эти открытки пополнили филокартическую коллекцию музея.

Категория: Виртуальный публичный показ «Музейная кладовая» | Просмотров: 195 | Добавил: Muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: